Фундаментальная и прикладная педагогика в разные исторические периоды строится на определенных концептуальных моделях образования, поэтому в ходе развития педагогической мысли постепенно сложилось несколько парадигм образования, отличающиеся выбором методик учебной и профессиональной подготовки человека, его мировоззрения и жизненных установок. В педагогике выделяют следующие парадигмы:
1) традиционная (знаниевая) – привить знания, умения и навыки (т.н. ЗУН), обеспечивающие всестороннее развитие и полную грамотность, на уроках – выдача знаний и затем – ответы ученика на вопросы, пересказ материала (этой парадигмы придерживалась система образования в СССР);
2) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая) – сформировать у молодого поколения адаптивный к требованиям западного общества поведенческий репертуар.
Первые две парадигмы имели существенный недостаток: обучающийся являлся не субъектом, а объектом образования, способным только воспринимать и воспроизводить ЗУН без самообразования и самосовершенствования, творчества, самостоятельно выбранного решения.
3) феноменологическая (гуманистическая парадигма) – и педагог, и ученик являются субъектами образования. Обучаемый сам выбирает для себя траекторию умственного и физически нравственного совершенствования, ему предлагается самому определить свой потенциал, ориентируясь не на учебник, а на творческий поиск. На уроках проводятся диспуты, где приветствуется собственная, свободная точка зрения ученика, решаются кейсы. Такая парадигма является моделью личностно-ориентированного образования; действует в России с 2000-ых годов;
4) технократическая – человека ценят не за его уникальную индивидуальность, а как носителя усредненного, стандартизированного знания и поведения (также была ведущей в советском образовании);
5) неинституциональная парадигма – не предполагает непосредственного контакта с преподавателем, проходит вне школы или вуза (через дистант, интернет); используются коммуникационные технологии, и повышается роль интерактивной образовательной среды;
6) гуманитарная парадигма – основана на субъект-субъектных отношениях (учитель и ученик – в равных позициях), диалоге, сотворчестве, содружестве; каждый обменивается своими истиной и духовными ценностями и тем самым познает мир;
7) обучение «через совершение открытий» – тот, кто обучается, должен сам прийти к знаниям, через собственные открытия, что может плодотворно сказаться на развитие продуктивного мышления; оно прямо противоположно традиционной парадигме, так как выходит за рамки изучаемого материала;
8) эзотерическая – ее последователи считают, что приобщиться или познать истину, космос можно только через состояние особого озарения и тем самым развиться духовно, самосовершенствоваться.
Таким образом, в современном мировом образовании – две основные сложившиеся парадигмы: традиционная (формирующая) и гуманистическая (личностно-ориентированная с деятельностным подходом). Первая ориентирована на знания, умения, навыки обучаемого, а вторая – на его деятельность и творческое развитие.