Парадигма — что это простыми словами?

Что означает «парадигма» простыми словами?

Содержание:
1
Значение
Что означает?
2
Происхождение
Откуда?
3
Синонимы
Какие?
4
Антонимы
Читать
5
Основные парадигмы
Читать
6
Прочитайте книгу!
Читать

Значение слова парадигма

Исходя из этимологии, парадигмой является практически неоспоримая правда, истина, теория. Также парадигмой называют философский, научный либо религиозный опыт, который, в принципе, не должен подвергаться сомнению.
Таким образом, в парадигме заключены представления, помогающие адекватно воспринимать действительность и, возможно, предсказывать на будущее поведение окружающего мира, но с оглядкой на то, что некоторые истины и правила, которые были действительны в прошлом и настоящем, в будущем, естественно, изменятся и не станут тормозить развитие человечества.

Так, в геометрии парадигмой является набор аксиом: параллельные прямые не пересекаются, любую прямую можно продолжать бесконечно, через любые две точки на плоскости можно провести уникальную прямую. Религиозная парадигма заключается в признании всемогущего и всевидящего бога, загробной жизни. Парадигма геополитики: Россия, США и Китай – великие державы.

В философии есть термины «смена парадигм» (научная революция или эволюционный переход) и «новая парадигма» (крутые изменения в политике, дипломатии, управлении, в сфере финансовых рынков, языка, образования, строительства, лечения алкоголизма и т.п.).

Происхождение

Слово «парадигма» ведет свою историю от др.-греч. слова παράδειγμα, означающего «образец, пример, модель», где παρά («возле») + δεῖγμα («показываемое, образчик», от δείκνυμι «показываю, указываю».

В XX веке слово стало широко употребляемым в мировой практике благодаря философам Томасу Куну и Мишелю Фуко

Синонимы

Пример, тип, модель, теория, подход, схема, образец, устоявшийся общепринятый взгляд, модель исследования научного предмета, стереотип, шаблон, мораль, идеал, стандарт, эталон.

Антонимы

Поверхностное понимание, слабое представление, смутная догадка.

Основные парадигмы

Парадигма в лингвистике

Исходя из «Нового словаря иностранных слов», в лингвистике парадигма употребляется в значении «система форм изменяющегося слова» (например, образец спряжения глагола или склонения имени) или «класс единиц языка, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию в них какого-либо общего признака».

Так, в языкознании при помощи таблиц склонения мы можем изменить формы одного и того же слова (его грамматические значения падежа, числа и рода), не изменив при этом лексического значения:

Парадигма склонения слова «мама» по падежам
В европейских языках также используются парадигмы. Например, в английском — при спряжении неправильных глаголов:

Научно-философская парадигма

Один из самых влиятельных философов науки XX столетия, американский историк Томас Кун считал, что парадигма представляет собой систему накопленных человечеством на протяжении исторических периодов основных научных достижений — теоретических, методологических. И наука, ведя свое развитие дальше по имеющимся научным образцам, организует исследовательскую и научную практику ученых.

Т. Кун следующие выделил этапы развития научной дисциплины:

1) препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы;

2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»;

3) этап кризиса и научной революции — заключен в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Научно-философская парадигма – это набор требований, правил, на которых строится постановка проблемы, способы ее решения, методы исследования, доказательства; это тот образец деятельности ученого, который был принят и поддерживается научным сообществом. В течение того или иного исторического периода в науке доминируют те или иные парадигмы. Например, после Великой Октябрьской революции 1917 года науку было принято строить на марксистко-ленинском подходе. Со времени перестройки эта концепция была исключена из методологии науки.

Педагогическая парадигма

Фундаментальная и прикладная педагогика в разные исторические периоды строится на определенных концептуальных моделях образования, поэтому в ходе развития педагогической мысли постепенно сложилось несколько парадигм образования, отличающиеся выбором методик учебной и профессиональной подготовки человека, его мировоззрения и жизненных установок. В педагогике выделяют следующие парадигмы:

1) традиционная (знаниевая) – привить знания, умения и навыки (т.н. ЗУН), обеспечивающие всестороннее развитие и полную грамотность, на уроках – выдача знаний и затем – ответы ученика на вопросы, пересказ материала (этой парадигмы придерживалась система образования в СССР);

2) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая) – сформировать у молодого поколения адаптивный к требованиям западного общества поведенческий репертуар.

Первые две парадигмы имели существенный недостаток: обучающийся являлся не субъектом, а объектом образования, способным только воспринимать и воспроизводить ЗУН без самообразования и самосовершенствования, творчества, самостоятельно выбранного решения.

3) феноменологическая (гуманистическая парадигма) – и педагог, и ученик являются субъектами образования. Обучаемый сам выбирает для себя траекторию умственного и физически нравственного совершенствования, ему предлагается самому определить свой потенциал, ориентируясь не на учебник, а на творческий поиск. На уроках проводятся диспуты, где приветствуется собственная, свободная точка зрения ученика, решаются кейсы. Такая парадигма является моделью личностно-ориентированного образования; действует в России с 2000-ых годов;

4) технократическая – человека ценят не за его уникальную индивидуальность, а как носителя усредненного, стандартизированного знания и поведения (также была ведущей в советском образовании);

5) неинституциональная парадигма – не предполагает непосредственного контакта с преподавателем, проходит вне школы или вуза (через дистант, интернет); используются коммуникационные технологии, и повышается роль интерактивной образовательной среды;

6) гуманитарная парадигма – основана на субъект-субъектных отношениях (учитель и ученик – в равных позициях), диалоге, сотворчестве, содружестве; каждый обменивается своими истиной и духовными ценностями и тем самым познает мир;

7) обучение «через совершение открытий» – тот, кто обучается, должен сам прийти к знаниям, через собственные открытия, что может плодотворно сказаться на развитие продуктивного мышления; оно прямо противоположно традиционной парадигме, так как выходит за рамки изучаемого материала;

8) эзотерическая – ее последователи считают, что приобщиться или познать истину, космос можно только через состояние особого озарения и тем самым развиться духовно, самосовершенствоваться.

Таким образом, в современном мировом образовании – две основные сложившиеся парадигмы: традиционная (формирующая) и гуманистическая (личностно-ориентированная с деятельностным подходом). Первая ориентирована на знания, умения, навыки обучаемого, а вторая – на его деятельность и творческое развитие.

Прочитайте книгу!

ДЖОЭЛ БАРКЕР «ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ. КАК УВИДЕТЬ НОВОЕ И ПРЕУСПЕТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Автор книги дает толчок к пониманию сути парадигм, которые хорошо работали в прошлом, но могут стать тормозом к развитию. Ориентируясь на широкую аудиторию, Дж. Баркер объясняет, что концепция парадигм применима не только в науке, но и в бизнесе, политике, культуре, в обычной жизни.
Автор
Марина Юрьевна Шевченко
Кандидат филологических наук, доцент

  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.