Маргинал — что это простыми словами?

Маргинал – простыми словами

Содержание:
1
Значение термина
Что это значит?
2
Об истории появления слова «маргинал»
Читать
3
Представители маргинальных групп
Кто они?
4
Маргиналы, которых мы знаем
Кто?
5
Синонимы к слову «маргинал»
Читать
6
Антонимы
Читать
7
Книги про маргиналов
Читать

Значение термина. «Маргинал - это тот, кто в меньшинстве» (В.Шендерович)

Маргинал – человек, относящийся к асоциальной группе, выпавший по разным причинам либо из привычной среды, либо из системы человеческих законов и ценностей, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения, живущий согласно своим убеждениям либо следующий привычке и желанию быть вне своего сообщества.
Маргинал – отбившийся от «стаи» человек; он – вне социума, он вне политики, экономики, культуры.

Сегодняшние медиа преподносят маргинала как опустившегося человека, чужака, представляющего опасность для общества. Но он не оппозиционер и не воинствующий представитель меньшинства, он просто не вписывается в общую массу. А маргинальный – это побочный, на полях, второстепенный, промежуточный.

К слову маргинал близко по значению изгой. «Изгоем был вообще человек, почему-либо не могущий остаться в прежнем своем состоянии и не примкнувший еще ни к какому новому» (С.М. Соловьев «История России с древнейших времен»). Были изгои деревенские, городские, церковные, богадельные. Они стояли на самой последней ступени общественной лестницы.

Об истории появления слова «маргинал»

Происходит от средн. лат. marginalis «крайний», от лат. margino «обрамлять, окаймлять», далее – из margo «край, граница», из праиндоевр. мereg – «край, граница». Русск. маржинальный, вероятно, заимствовано через французский язык; маргинал, маргинальный — через немецкий.

Понятие «маргинал» ввел в социологию в 1928 году американский психолог, представитель Чикагской социологической школы Роберт Парк. Он исследовал процессы миграции, расовые отношения, проблемы социальной дезорганизации, этнических отношений, общественных движений. Изучая образ жизни эмигрантов, он пришел к выводу, что человек становится маргинальным, если он был воспитан в одной культуре, но живет в других условиях, занимая неопределенное, «промежуточное» положение. По его мнению, это основной тип городского жителя, который имеет весьма широкий кругозор и большую степень цивилизованности. Однако Р. Парк отмечает, что многие маргиналы застревают в своем положении по ряду причин. Так, например, огромный пласт маргиналов составляют беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не ассимилировались в ней, а сохранили образ жизни и свои домашние традиции. Отсюда – и причина появления гетто.

Представители маргинальных групп

Маргиналы-мигранты. К ним относят беженцев и иммигрантов. Сегодня маргинальные группы вполне защищены в своих правах и интересах. Так, например, беженцы из Ирака, Сирии, Ливии, Афганистана и других стран (последняя волна) уже несколько лет достаточно комфортно чувствуют себя в странах Евросоюза, так как государства, принявшие их, следуя позиции толерантности, предоставляют им социальную помощь: деньги на карманные расходы, натуральные выплаты, оплату жилья и других фактических расходов, социальные пособия. Тем не менее, иностранцы – маргинальны, так как не влились в социум стран проживания, не учат их государственный язык, не следуют общепринятым нормам и правилам. Они по-прежнему соблюдают свои традиции так, как привыкли у себя в стране, навязывают хозяевам свое мировоззрение и свой менталитет.

Религиозные маргиналы. К ним относятся религиозные меньшинства: сектанты, приверженцы несуществующих религий. Из этих людей вырастают лжепророки, несущие миру свою веру.

Добровольные отшельники, отвергающие ценности и нормы поведения, дауншифтеры (живущие ради себя).

Биологические маргиналы — появляются ввиду тяжелой болезни (например, ВИЧ-инфицированным отказывают в приеме на работу), врожденных пороков или заложники своего возраста либо люди, физические возможности которых ограничены. Например, смертельно больные старики, немощные отстраняются обществом.

Те, у которых психические заболевания.

Этнические маргиналы – представители национальных меньшинств. Проблемы с языковым барьером, культурные и внешние различия не дают им быстро влиться в новое пространство. И коренные жители отказываются их принимать.

Те, кто страдает от различного рода зависимостей: игроманы, алкоголики, наркоманы.

Представители организаций с политическими и террористическими программами.

Социальные маргиналы. Они испытали серьезные перемены, и вследствие этого разорвали духовные, материальные, общественные связи, которые поддерживали до этого. Например, 1917 год в России сформировал из представителей дворянства социальных маргиналов. Также это люди финансовой крайности: сверхбогатства и беспросветной нищеты, что приводит к потере связи с обществом. Одни ограничивают себя в необходимом, другие роскошь воспринимают как что-то само собой разумеющееся. Их объединяет негативное отношение к другим людям и нескончаемые попытки доказать миру, что они лучше.

Люди, освободившиеся из тюрем после длительного срока. Во многих странах не существует системы ресоциализации бывших заключенных и закона, который бы контролировал эту сферу. Поэтому бывшие заключенные вновь возвращаются в тюрьму.

Те, у кого нет привязанности, часто отсутствует и постоянное место жительства.

Мировоззренческие. Человек с собственной системой ценностей, идущей вразрез с общественной концепцией мира. Он становится маргиналом по собственной воле.

Политические маргиналы. Человек не принимает политику страны и ее законы, открыто противостоит власти и не проявляет гражданской ответственности. Нарушение закона для них - это акт самовыражения. Он всегда идет против.

Маргиналы, которых мы знаем

Будда – титул существа, обретшего высшее состояние духовного совершенствования, просветления, независимо ни от чего.

Христос – Бог без мира (он не привязан к какой-то стране, это просто всеобщий Бог, несущий избавление).

Диоген. Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным маргиналом Диогеном. Он нашел его, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я великий царь Александр». «А я — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?». «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Александр сказал: «Проси у меня что хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. И Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Наполеон – маргинал, потому что был независимым.

Все они предоставили миру свою концепцию жизни и повлияли на судьбы многих людей.

Синонимы к слову «маргинал»

Изгой, неформал, фрик, нигилист, беспринципный человек, деклассированный элемент, отброс общества

Антонимы

Консерватор, ортодокс

Книги про маргиналов

МИХАИЛ БУЛГАКОВ «Собачье сердце» – о маргинале-хаме Полиграфе Шарикове.

ЭДУАРД ЛИМОНОВ «Это я, Эдичка» – скандальный роман об одиночестве русского эмигранта в Америке.

ДЖАННЕТТ УОЛЛС «Замок из стекла» – о детстве и взрослении в многодетной и необычной семье, в которой практиковались весьма шокирующие методы воспитания.

НИЛ ГЕЙМАН «Никогде». Под улицами Лондона существует мир, о котором большинство людей и не подозревает.

ЗАХАР ПРИЛЕПИН «Санькя». О молодых романтиках, ломающих мир об колено.

МИЛЛЕР ГЕНРИ «Тропик рака». О кризисе писателя-авангардиста, шалеющего от безумия своего времени и нравов. История любви, ненависти, творчества и безумия.
Автор
Марина Юрьевна Шевченко
Кандидат филологических наук, доцент

  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.