Художники слова доносят до читателя понятия добра, зла, подлости, жадности в конкретном художественном образе. Но прямо рассказать о мироустройстве либо о госуправлении, о людях, от которых зависит судьба не только одного поколения, просто о тех, с кем мы сталкиваемся по жизни, писатели не могут, исходя из политических, социальных и прочих причин.
Некоторые писатели в качестве аллегорий используют фамилии, которые дают своим героям. Так, у Гоголя есть судья Ляпкин-Тяпкин. Он плохо выполняет свои обязанности и работает на «тяп-ляп», о чем и свидетельствует его говорящая фамилия. В ходе судебного заседания он не отягощает себя тем, чтобы вникнуть в суть разбирательства. И поэтому его вердикты трудно считать объективными и обдуманными: «Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда...» (пьеса «Ревизор», действие I, явление III).
У Фонвизина говорящие фамилии Правдин и Простаков – в комедии «Недоросль». Читатель по фамилиям уже интуитивно понимает характер того или иного персонажа.
Так, Правдин как справедливый человек считает нужным наказать семью Простаковых за их «варварство»: «...Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры...». В конце пьесы он лишает Простаковых права управлять имением, а недоросля Митрофана отправляет на службу. Таким образом Правдин восстанавливает справедливость.
А господин Простаков наделен говорящей фамилией от слова «простак». Муж госпожи Простаковой, отец Митрофанушки, – простоватый и глупый человек, типичный подкаблучник, во всем подчиняющийся своей властной жене.
У Грибоедова в комедии «Горе от ума» есть Молчагин, который лучше лишний раз промолчит, чтобы получить от людей власти привилегии, а от Фамусова – руку его дочери. Что касается Скалозуба, то он «И золотой мешок, и метит в генералы», типичный представитель аракчеевской армейской среды. Цель своей службы он видит не в защите Отечества от внешнего врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Тем самым Скалозуб представляется читателю в довольно страшном облике – в виде существа с оскаленными зубами, хищником. А тот, кто всегда скалит зубы, то есть постоянно смеётся, – существо, лишённое интеллекта.