Локдаун — что это такое простыми словами?

О локдауне – простыми словами

Содержание:
1
Происхождение и значение слова
Откуда оно взялось?
2
Синонимы к слову «локдаун» в словарях синонимов и в сознании носителей языка
Что такое «локдаун» на самом деле?
3
Антонимы
Читать
4
Кто вводит режим локдауна?
Кто?
5
Локдаун в связи с коронавирусной инфекцией
Корона
6
Кто в выигрыше и кто проигрывает в период локдауна?
Чем это чревато?

Происхождение и значение слова

Слово «локдаун» заимствовано из английского языка («lock» – «замо́к», «down» – «вниз», «уменьшение». Если буквально – снижение возможности перемещения, блокировка.
В первоначальном, американском, варианте обозначает «строгую, принудительную изоляцию арестованных либо заключенных, либо принятие мер по ограничению в целях безопасности после беспорядков», то есть в свете профессионального тюремного контекста.

Новый большой англо-русский словарь под ред. Ю.Д. Апресяна в 1993 году зафиксировал в своем лексическом составе слово «локдаун» со значением «блокирование учебных заведений в случае чрезвычайных ситуаций». Таким образом, оно вышло за пределы тюремной лексики и приобрело социальный контекст.

Итак, локдаун – это строгие полные или частичные ограничения по снижению социальной активности в плане перемещения (по населенному пункту, стране) и взаимодействия, введение режима повышенной готовности при ЧС и ЧП с целью избежать рисков возможного заражения большого числа людей во время эпидемий; массовое принудительное закрытие учреждений (образовательных, развлекательных и т.п.).

Синонимы к слову «локдаун» в словарях синонимов и в сознании носителей языка

В русском языке количество синонимов к слову «локдаун» ограничено словами «карантин», «режим самоизоляции».

Социологи, в свою очередь, провели опрос среди россиян, какими словами они предлагают заменить слово «локдаун». Опрошенные предложили следующие близкие по значению слова: «ограничение», «самоизоляция», «блокировка», «запрет», «домашний арест», «блокада», «простой», «ступор», «тюрьма». В принципе, на уровне подсознания они назвали то, что несет в своей природе локдаун.

Антонимы

Ограничениям и запретам, связанным с локдауном, противопоставлены «свобода действия», «свобода передвижения», «свобода перемещения».

Кто вводит режим локдауна?

Режим локдауна вводят органы государственной власти. В России повышенная готовность регулируется Федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так как население обладает правом на защиту его жизни и здоровья, органы государственной власти и местного самоуправления рекомендуют гражданам соблюдать необходимые меры безопасности в быту, на работе, на улице и при общении с окружающими. Нарушение карантина может привести к штрафным санкциям либо к уголовному наказанию, так как необходимо строго соблюдать требования локдауна.

Локдаун в связи с коронавирусной инфекцией

Коронавирус признали эпидемией, последствия от которой могут привести даже к летальному исходу. В связи с этим российское правительство приняло решение об ограничении свободного передвижения, посещения учебных заведений, мест отдыха, торгово-развлекательных центров, кафе и пр. Людям рекомендуют как можно реже выходить из дома, делать покупки в ближайших магазинах и по возможности социально дистанцироваться. В локдаун продолжают работать только системообразующие предприятия, продуктовые магазины, аптеки и т.д., то есть те, кто вырабатывает и продает товары первой необходимости. Самоизоляция граждан позволит избежать риска заражения. Послабления при локдауне – можно выйти из дома для выгула собак, выноса мусора.

В России сравнительно недавно официально был объявлен локдаун с 25 октября по 7 ноября под названием «нерабочие дни». При выходе на улицу и походе в магазины – обязательное ношение маски, которая уменьшает риск заражения окружающих коронавирусом. С целью приобретения коллективного иммунитета от новой мировой эпидемии – вакцинация. Но локдаун люди понимают как выходные дни, в которые можно проведать родственников, друзей, а не изолирование дома для уменьшения динамики коронавирусной инфекции.

Кто в выигрыше и кто проигрывает в период локдауна?

Режим локдауна, предписывающий по возможности социально изолироваться дома, предполагает временное закрытие многих предприятий. Так, потери – у ресторанного бизнеса, послабление лишь в том, что можно продавать еду на вынос либо доставлять на дом, тем не менее, число клиентов стабильно падает. В локдаун закрыты парикмахерские, спа- и массажные салоны, фитнес-центры, музеи, не проводятся культурно-массовые мероприятия. «Застывает» туристическая индустрия, отельеры несут убытки. Съемки новых фильмов сводятся к нулю.

Однако есть и плюсы. Многие из тех, кто более часа терял на то, чтобы добраться на работу и с работы домой, перешли на удаленную работу и фриланс, с удовольствием осваивают новые условия труда. Развивается интернет-торговля. В локдаун члены семьи сближаются, увлекаются какими-то новыми семейными занятиями, лучше узнают друг друга. Появляется время на прочтение отложенных в долгий ящик книг. Массово покупаются гантели и коврики для занятий домашним спортом. Идет активное знакомство и общение в интернете.

Таким образом, каждый должен приложить максимум усилий, чтобы локдаун незначительно повлиял на привычный, устоявшийся уровень жизни.

Что отвечают люди?

Автор
Марина Юрьевна Шевченко
Кандидат филологических наук, доцент

  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.