Эмпатия — это простыми словами?

Об эмпатии – простыми словами

Содержание:
1
Значение и история слова
Узнать значение
2
Границы понимания термина «эмпатия»
Читать
3
Эмпатия на работе
Как её использовать?
4
Тема эмпатии в психолого-педагогической литературе
Какие книги
5
Методики измерения уровня развития эмпатии
Изучить
6
Синонимы (слова и фразы)
Смотреть примеры
7
Антонимы
Посмотреть

Значение и история слова

Простым языком
Эмпатия означает понимание чувств другого человека, сочувствие. Другими словами, это осознанное сопереживание и эмоциональный отклик без проецирования конкретных эмоций этого человека на себя.
Слово «эмпатия» имеет греческие корни в значении «проникновение в суть». В переводе с греческого языка эмпатия означает «сопереживание», «постижение эмоционального состояния» (греч. ἐν — «в» + греч. Πάθος — «страсть», «страдание», «чувство»). Вошло в активную лексику в середине прошлого века с легкой руки американского психолога Э. Титченера, для которого эмпатия сродни симпатии. Он использовал кальку (заимствование) немецкого слова «еinfühlung», автор которого – Теодор Липпс (впервые употребил его в 1885 году). В начале ХХ века Зигмунд Фрейд сделал попытку дать определение эмпатии: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Следовательно, того, кто способен к сопереживанию, называют эмпатом.

Границы понимания термина «эмпатия»

Эмпатия как таковая может пониматься и различаться в зависимости от того, о какой области сострадания идет речь.

Например, в медицине она выражается в том, что врач, узнав о проблемах заболевшего, открыто демонстрирует эмпатический отклик: внимательно выслушивает жалобы пациента, задает ему вопросы, которые помогут в дальнейшем определить диагноз. То есть врач открыто демонстрирует заинтересованность, проникновение в мысли и чувства, сбор полезной для него информации от пациента. Тем самым обратившему к врачу становится ясно, что тот осознает переживания человека, его неуверенность в том, что всё может обойтись хорошо. Эмпатическое слушание врачом показывает заинтересованность проблемой пациента.

Что касается психологии, то не быть эмпатийным – это отклонение от нормы. Психологи занимаются разработкой методик, позволяющих определить уровень развития эмпатии у человека. Данные методики позволяют им скорректировать эмпатические способности у людей, научить их сострадательно реагировать на такие проявления эмоционального состояния человека, которые буквально «кричат» о том, что нужен эмоциональный эмпатический отклик, который может быть выражен не только словами сочувствия, но и мимикой, жестами. Проявляя эмпатию, мы идентифицируемся с собеседником, впитываем и затем отражаем его чувства, что приводит к более глубокому пониманию эмоций партнера.

В педагогике одним из обязательных чувств, которые должен развивать в себе учитель, воспитатель, должна быть эмпатия. Без проникновения в эмоциональное состояние воспитанника будет трудно найти с ним общий язык, помочь ему саморазвиваться, адекватно реагировать на действия, слова и поступки ровесников. Бездушный учитель не воспитает доброго, сотрадательного человека, который сможет и сам достойно выйти из морально трудных ситуаций, и помочь нуждающимся в сочувствии окружающим.

В фантастике эмпатия выражается, скорее всего, через телепатическую эмоциональность, экстрасенсорность, при которых даже без слов, на расстоянии, можно понять, что есть тот, кто нуждается в сочувствии, духовном единстве.

В повседневной жизни нельзя не быть эмпатом. Мы сопереживаем своим родным, друзьям, соседям, что приводит нас к действию по оказанию эмоциональной помощи.

    Эмпатия на работе

    В профессиональной деятельности эмпатия должна быть развитой у тех, кто работает непосредственно с людьми – чиновники всех рангов, начальники, руководители отделов, педагоги, медицинские работники, продавцы, психологи и психиатры и пр. Непонимание эмоционального состояния собеседника, пациента, воспитанника может привести к ответному отторжению, ненависти и нежеланию встретиться вновь.

      Тема эмпатии в психолого-педагогической литературе

      Ученые-психологи и педагоги, психотерапевты неоднократно в своих трудах развивают тему эмпатийности, добавляя все новые и новые размышления, основанные на исследованиях и методиках измерения эмпатии.

      Так, психолог М.И. Шнайдер в книге «Эмоциональный интеллект и эмпатия» определяет эмпатию как эмоциональный интеллект и предлагает ряд рекомендаций по определению эмпатического уровня.

      Также с психологической точки зрения Марина Васильевна Алаева в научной статье «Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека» эффективность общения, особенно с детьми, связывает с уровнем развития эмпатии.

      Джамиль Заки, профессор психологии Стэнфордского университета, книгой «Сила доброты. Как с помощью эмпатии менять мир к лучшему» пытается донести до читателя, что эмпатию надо систематически и сознательно развивать.

      Нельзя обойти вниманием полученные в результате научных изысканий советы видных ученых, работающих над темой анализа и определения эмпатии: Эдит Штайн «К проблеме вчувствования» (о теории вчувствования, его понятийной неопределенности и отличии от сходных феноменов); Джакомо Риццолатти, Коррадо Синигалья «Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания» (о роли зеркальных нейронов в обеспечении базовой социальности нашего поведения), С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать» (автор приводит методики изучения эмпатии у детей в ДОУ и дет разъяснения по ее развитию); Марко Якобони «Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга», Л.М. Кроль «Как работает эмпатия. Чувствуй и побеждай», Jean Decety, William Ickes «The Social Neuroscience of Empathy (Social Neuroscience)», Martin L. Hoffman «Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice» и т.п.

        Методики измерения уровня развития эмпатии

        • методика «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбяна и Н.Эпштейна;
        • опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана;
        • методика диагностики эмпатии (И.М. Юсупов).

          Синонимы (слова и фразы)

          Вчувствование, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, чуткость, жалость, отзывчивость, понимание, вовлечённость, включённость, чуткость, восприимчивость, телекинез, восприятие, способность понимать, позитивное отношение, безусловное принятие, чувство общности, психологический контакт, эмоциональный интеллект, активное слушание.

              Антонимы

              Равнодушие, эгоизм

                  Что отвечают люди?

                  Автор
                  Марина Юрьевна Шевченко
                  Кандидат филологических наук, доцент

                  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
                  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
                  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
                  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
                  М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.