О деменции — простыми словами

Деменция — что такое?

Содержание:
1
Значение слова
Значение слова
2
Какие первые признаки могут насторожить близких?
Какие первые признаки могут насторожить близких?
3
Причины деменции
Причины деменции
4
Как можно «затормозить» деменцию
Как можно «затормозить» деменцию
5
Как лечить?
Как лечить?

Значение слова

Деменция (от лат. dementiaбезумие) — это прогрессирующее неврологическое расстройство, которое влияет на когнитивные способности человека (вызывает потерю памяти, спутанность сознания и трудности с коммуникацией и навыками принятия решений). Чаще всего это наблюдается у пожилых людей (сенильная деменция от лат. senilis — старческий). В народе о таких говорят, что у них «старческий маразм», но может поражать и людей всех возрастов. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, сегодня около 47 млн человек во всем мире живут с той или иной формой деменции, что делает ее одной из ведущих глобальных проблем здравоохранения.

При правильном диагнозе, планах лечения, поддержке членов семьи и друзей многие люди, живущие с деменцией, могут продолжать вести полноценную жизнь, несмотря на свои ограничения.

Итак, деменция — это приобретенное слабоумие, которое приводит к утрате ранее развитых знаний, умений и навыков и невозможности к получению новых.

Какие первые признаки могут насторожить близких?

  • При наступлении деменции обязательным является ослабление памяти, хотя человек и имеет способность к примечанию и запоминанию, но закрепление новых данных затруднено.
  • Больной человек все чаще пользуется простыми понятиями, начинает с трудом поддерживать беседу, подбирать нужные слова. У него — уже обедненная, смазанная речь.
  • Нарушение ориентации, путаница во времени и месте.
  • Потеря интереса к чему-либо, рассеянность и невнимательность.
  • Начинают отсутствовать здравые суждения и обобщения, резкая реакция на критику со стороны.
  • Проблемы с пониманием того, что говорят другие.
  • Нарастает физическая слабость. Могут быть тремор конечностей при выполнении простых задач, проблемы с ходьбой из-за мышечной слабости.
  • Ухудшение бытового и социального функционирования, что приводит больных к все большей зависимости от близких.
  • Повышенное возбуждение или агрессия по отношению к другим людям.
  • Социальная изоляция от друзей и членов семьи.
  • Развитие фобий или тревог из ниоткуда.
  • Отказ от хобби, которым они когда-то любили заниматься регулярно, например, занятия спортом или чтение книг.
  • Повторяющееся поведение, такое как постоянно ходить по комнате.

Все эти признаки говорят о психических и поведенческих нарушениях, о том, что что-то может быть не так с психическим здоровьем человека, поэтому необходимо обследоваться у врача-психиатра.

В целом, если у кого-то наблюдается какая-то комбинация (или даже только один из вышеупомянутых симптомов, это может означать, что, возможно, человек страдает деменцией, поэтому лучше всего обратиться за профессиональной помощью, прежде чем все станет хуже, чем ожидалось.

Причины деменции

Точные ее причины неизвестны. Обычно она возникает в результате повреждения клеток головного мозга, что приводит к болезни Альцгеймера (наиболее распространенная форма деменции), либо после инсульта.

Другие возможные причины — травма головы, возрастные изменения в головном мозге, образ жизни (злоупотребление табакокурением, алкоголем либо наркотиками), употребление нездоровой, излишне насыщенной вредными углеводами пищей, высокий уровень холестерина, малоподвижность, генетические факторы и пр.

Как можно «затормозить» деменцию

  • Ограничить употребление алкоголя, табака (лучше совсем от них отказаться), успокаивающих или снотворных средств.
  • Быть психически активным — разгадывать кроссворды и головоломки, играть в шахматы (и даже в карты — там тоже нужно думать и просчитывать ходы), изучать иностранные языки и много читать. Высокий интеллект – защитный фактор деменции.
  • Употреблять здоровую пищу с Омега-3 жирными кислотами (рыба, орехи, оливковое масло и т.д.).
  • Принимать витамины С, Е, В6, В12, фолиевую кислоту, рыбий жир.
  • Нужны регулярные посильные физические упражнения.

Как лечить?

К сожалению, в настоящее время нет лекарства от слабоумия, но медицинские работники могут назначить больному лексредства от депрессии или тревоги. Исследования показывают, что раннее выявление и лечение могут замедлить прогрессирование деменции или даже улучшить симптомы в некоторых случаях. Хотя лекарства от деменции пока не существует, исследователи-медики продолжают усердно работать над его поиском. Кроме того, ученые изучают потенциальные методы лечения, которые могли бы остановить или обратить вспять последствия этой разрушительной болезни.
Например, недавние исследования продемонстрировали перспективность использования трансплантатов стволовых клеток в поврежденные участки мозга, где нейроны могут быть регенерированы, таким образом со временем восстанавливая утраченные функции. Хотя эти методы лечения все еще проходят испытания, они дают надежду, что будет найдено реальное решение, чтобы вылечить ее раз и навсегда.
Автор
Марина Юрьевна Шевченко
Кандидат филологических наук, доцент

  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.