Франшиза — что это простыми словами?

Что означает «фрашншиза» простыми словами?

Содержание:
1
Значение слова
Что оно означает?
2
Синонимы
Читать
3
Антонимы (непрямые)
Что это такое?
4
Принцип работы франшизы (франчайзинга)
Читать
5
Отличия франшизы от собственного бизнеса
Читать
6
Примеры известных франшиз
Читать
7
Полезные книги о франшизе
Читать

Значение слова франшиза

Франшиза (от фр. franchiseльгота) – это вид отношений между двумя сторонами рынка, при которых одна сторона, называемая франчайзером, передаёт другой стороне (франча́йзи) за согласованную между ними плату (единоразовый взнос – паушальный) право на какой-либо вид предпринимательства.
В последние десятилетия в России франшиза стала достаточно популярной в сфере предпринимательства.
При этом франчайзи должен использовать ту бизнес-модель, которая уже была разработана для ее ведения: действовать от имени франчайзера, использовать его технологии, сырье, товарные знаки, бренды. Тот, кто покупает франшизу, запускает бизнес по уже готовой модели. Он пользуется юридической, рекламной и технической поддержкой опытного партнера – франчайзера. Таким образом, франшиза не открывает дело с нуля, а помогает арендовать бренд либо товарный знак и на его основе масштабировать бизнес и франчайзера, и свой собственный.




Синонимы

  • Франчайзинг (аренда товарного знака, бренда).
  • Договор коммерческой концессии (соглашение, по которому одна из сторон предоставляет другой право использования коммерческого опыта и деловой репутации).
  • Льгота, процент, страхование, освобождение, право.

Антонимы (непрямые)

Убыток, занятие, закабаление, угнетение, наказание, принятие, захват, навязывание, захватывание, порабощение.

Принцип работы франшизы (франчайзинга)

Многие из тех, кто хочет заняться успешной предпринимательской деятельностью, боятся вступать в бизнес и подвергаться различным рискам, поэтому франшиза – наиболее удачный вариант старта для начинающих бизнесменов.

С этой целью продавец, то есть крупная, известная и чаще всего международная компания (франчайзер) и покупатель (франчайзи) франшизы, а вместе с нею и прав подписывают франчайзинговый договор, который называется договором коммерческой концессии. Покупатель также платит вступительный (паушальный) взнос при покупке. Периодически он должен отчислять определённый процент – роялти. Покупателю бренда, приобретшему лицензию компании, достается уже наработанная временем репутация фирмы со своей аудиторией, поэтому развитие его бизнеса упрощается.

Большой плюс франшизы в том, что начинающему бизнесмену не нужно ничего придумывать самому: он пользуется уже зарекомендовавшей себя и раскрученной бизнес-моделью, которая включает в себя принципы деятельности, стандарты, дизайн, товары (услуги), поэтому покупка такого права на бизнес – очень удачная и правильная идея.

Но франчайзер имеет право на полный контроль за продвижением франчайзинговой деятельности покупателя, потому что тот, купив лицензию, становится частью этой франчайзинговой сети. Такой контроль позволяет проверить качество работы и вовремя помочь франчайзи в решении его проблем. Контроль осуществляется через тайных покупателей, общие CRM (системы управления отношениями с клиентами), отдельные KPI (ключевые показатели эффективности и результативности).

Отличия франшизы от собственного бизнеса

Примеры известных франшиз

McDonald's. Самая известная, эталонная франшиза. Работает в более чем 100 странах, и у нее около 40 000 точек; работают по франшизе 80% франчайзи.

Burger King. Как франшиза в международном рейтинге находится на верхних позициях, так как предоставляет реальную возможность открыть в любом городе ресторан быстрого питания под этим брендом и его эффективно окупающейся технологии. Так, в России около 350 ресторанов Burger King.

Ozon. Компания предлагает открыть пункты выдачи заказов. Франшиза предполагает открытие нескольких точек одному партнеру с той целью, чтобы покупателю не нужно было искать пункты выдачи заказов, а мог видеть их по пути на работу, в магазин и т.д. Предприятий по франшизе у Ozon – более 2200.

Fix Price. Сеть этих магазинов стала известной уже не только в России, но и за рубежом. Рынок франшизы с Fix Price достаточно стремителен, так как предполагает низкую фиксированную ценовую политику.

CDEK. Данная компания начала развитие франчайзинговой сети в 2009 году. Сейчас в СДЕКе более 1500 офисов франчайзи, более 30% из которых — мультифранчайзинговые (то есть предприниматели открыли более одной точки сети). Все это позволяет клиентам СДЕКа быстро и доступно отправлять и получать посылки по всему миру.

Полезные книги о франшизе

1. Дегтярев Сергей Олегович «Франшиза на миллиард. 20 шагов для масштабирования вашего бизнеса»

Повествование ведется в жанре экономики от лучшего эксперта России по франчайзингу Сергея Дегтярева. Он предлагает пройти 20 шагов по продвижению бизнеса, который вполне сможет масштабироваться и вырасти в течение года. Автор дает практические советы по увеличению франчайзи-прибыли.

2. Stephen Spinelli, Robert M. Rosenberg, Sue Birley «Franchising: Pathway to Wealth Creation Paperback»

Стивен Спинелли, Роберт М. Розенберг, Сью Берли «Франчайзинг: Путь к созданию богатства» (язык книги – английский)

Крупнейшие специалисты в мире франчайзинга создали оригинальное пособие о том, как генерировать крупномасштабное богатство от полученной франшизы. Даются рекомендации по оценки франчайзинговой сделки до обналичивания полученной прибыли.

3. Виктор Ляшевский «Франшиза на 360°. От покупки готовой до создания собственной»

Автор подробно раскрывает подводные камни собственного бизнеса по франшизе, его масштабировании и возможных рисках. Он не предлагает верить в «золотую антилопу», а открывает глаза на то, как выбрать франшизу, с которой можно работать и не разориться, как ее продать, как превратить свой бизнес в успешную федеральную франшизную сеть.
Автор
Марина Юрьевна Шевченко
Кандидат филологических наук, доцент

  • Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
  • Работала в средней школе № 4 г. Борисоглебска учителем русского языка и литературы. Позднее перешла на кафедру русского языка БГПИ на должность ассистента.
  • С 2008 года – работа по совместительству доцентом кафедры педагогики и русского языка.
  • В 2007 году на базе Воронежского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологическая объективация концепта «культурный» в русском языке» под началом научного руководителя профессора кафедры общего языкознания и стилистики, доктора филологических наук Иосифа Абрамовича Стернина.
М.Ю. Шевченко имеет более 35 научных публикаций, в том числе активно участвует в международных научно-практических конференциях (заочно, в формате видео-конференц-связи) в городах Бостон, Мюнхен, Прага, Махачкала. Область исследований – когнитивная лингвистика, психолингвистика, культура речи, становление речи педагога, общая и возрастная педагогика, современные средства оценивания результатов обучения. В настоящее время – доцент кафедры русского языка и педагогики в ведущем воронежском вузе.